дидухПриближается Рождество. Кто-то будет отмечать Рождество Христово, кто-то Коляды, кто-то просто зимнее солнцестояние...
Многое сейчас с праздниками запутано. Но есть вещи, можно, наверное, сказать, обязательные атрибуты, которые своим наличием показывают нам на один корень этих праздников, остаётся только логически помыслить, что было раньше, просто посчитать приблизительное время зарождения одного и другого, и всё встанет на свои места. Но я сейчас не об этом:)

Сейчас хочу поговорить об одном таком "элементе" Рождества, который имеет очень давнюю историю и который дошёл до наших дней - это Дидух. Его до сих пор почитают во многих местах Украины,в Прикарпатье в прошлом году даже предрождественская выставка Дидухов проводилась!

"Встречать Сочельник с Дидухом в доме — это старинная традиция прикарпатцев, говорят участники выставки. Присутствие Дидуха в домах хозяйки объясняют просто: это наш семейный оберег. Считается, что Дидух — это место пребывания духов дедов-прадедов, опекунов или покровителей дома, потому и ставят его на самом почетном месте — в красный угол или на стол. Леся Голубинка из села Мысливки Долинского района уверяет: чем больше лет Дидуху, тем лучше. «У нас дома есть Дидух, — говорит мастерица, — которому уже лет 40. Со временем он словно набирает силы — для счастья, радости, богатства, благополучия».

В последнее время мастерицы стали украшать Дидухов гроздьями калины, цветами из разноцветной фольги и даже бисером. Каких-либо стандартов нет. Могут достигать в высоту от 40 см до полутора метров. В прошлом году такого большого Дидуха, рассказывают женщины, прикарпатцы подарили на Сочельник Президенту Украины Виктору Ющенко. Его автор — Анна Розсыпайло из села Фитькова Надворнянского района. Уже три года подряд Дидухи этой женщины становятся победителями конкурса.

— В нашем селе в качестве схемы изготовления Дидуха берут икону, на которой изображена тайная вечеря Иисуса Христа с 12 апостолами, — рассказывает Мария Покрышка из села Слобода Болеховская, что на Бойковщине. — Он должен иметь вверху «голову» и по сторонам 12 веток. Для Дидуха берут красивый сноп ржи, пшеницы или овса. Для этого летом надо хорошо следить, чтобы зерно вовремя собрали. Потому что оно должно быть ни зеленое, ни перезревшее, чтобы зерно из колосков не высыпалось. Если пустые колосья — то и везде будет пусто.

Сноп ставят высоко на чердаке, чтобы птицы его не объели и мыши не достали. Там он и ждет своего времени. В декабре, когда работы по хозяйству уже меньше, Мария вносит сноп в дом и делит его на 12 одинаковых пучков и 13-й — побольше. Тогда плетет из соломы «косичку», которой туго обвязывает каждый пучок. Сначала ставит «голову», к которой той же «косичкой» приплетает по сторонам пучки. И так все 12. Потом Дидуху делает «ноги», чтобы он мог стоять на столе или в уголке.

— В дом Дидух вносят в Сочельник и держат до Сретения, — рассказывает мастерица. — На следующий день — на Ивана-розвязителя, как у нас говорят, Дидух выносят из дома и ставят в такое место, где бы он мог храниться до следующего года.

Мастерицы уверяют, что от Дидуха в доме становится по-семейному уютно и тепло. И советуют во время выбора — елка или Дидух — отдавать предпочтение последнему. Как это делали наши предки." http://www.golos.com.ua/rus/article/1198166998.html

На снимке вверху Дидух, получивший первую премию на выставке.

А такой вот Дидух стоял прошлой зимой на одной из улиц Львова!
дидух

Эти Дидухи мы сфотографировали в музее трипольской культуры
дидух

дидух

Валерий Войтович в "Мифах и легендах древней Украины" описывал сохранившийся обычай на Рождество Коляды, когда хозяин дома прячется за сноп Дидуха и спрашивает:

- Видите меня, дети?
Те, хором отвечают:
- Не видим!
Хозяин отвечает:
- Дай Бог, чтобы и на следующий год не видно было света за копнами и снопами!

В дом заносили и ставили Дидуха накануне Рождества, в Сочельник. Считалось, что именно в этот день с наступлением сумерек духи прародителей приходят к своим родичам. В их честь около Дидуха обязательно ставили новый горшочек с кутьёй и узвар.

От рождества солнца до рождения месяца не заметали в доме, чтобы не нарушать покой духов предков.

Накануне рождения месяца, в полночь, Дидуха выносили из дома, считалось, что в это время добрые души предков оставляли родных и отправлялись на своё постоянное "место проживания". Дидуха вместе с мусором раннее заметённого дома сжигали. Этот огонь считался священным. Дым направляли так, чтобы он обкуривал фруктовые деревья, чтобы хорошо родили и не побил их мороз или град. Потом через дым прогоняли домашний скот."