Газета «Крымские известия» №60 (3290), суббота, 2 апреля 2005 года

Опыт семьи Диво уже не раз освещался на телевидении и в прессе. Пришло время поговорить о нем как о модели украинской здоровой семьи. Чем же уникальны Диво? Об этом состоялся разговор на пресс-конференции.

семья ДивоДиана и Валерий Диво — не просто муж и жена, а, как они утверждают, энергетические половинки. Супруги подробно об этом рассказывают в книге «Дивная семья». По их теории, энергетические половинки «аккумулируют» друг друга, поэтому супруги не могут надолго расставаться — начинают болеть, а при встрече быстро выздоравливают. И все это длится уже семнадцать лет. За это время Диана родила в воде восьмерых детей. Без какой-либо помощи государства или спонсоров они воспитывают их сами. Диана и Валерий — авторы книги «Фундаментальные знания», в которой много интересной информации о человеке и для человека, а еще — принципы оздоровительной системы «Полноценный ритм жизни». Диво не просто рекомендуют что-то другим, но и делятся многолетним практическим опытом. Все восемь детей (старшей — пятнадцать) ни разу не болели. Им не делали прививки, в поликлиниках не заведены медицинские карточки.

Опыт занятий с детьми заслуживает внимания педагогов и родителей. Диана и Валерий Диво работают по личной программе, и ребята активно развиваются. Судите сами: в первую неделю от роду сидят, в месяц — стоят, в полгода — ходят, в год — говорят, в два — читают, в три — пишут и считают. Но главное — они здоровы! Круглый год купаются в море и под водопадами, в горных речках и каждый день — под холодным душем. В программе Диво (дети в школу не ходят) есть такие предметы, которых не найдешь в школьной программе. Это уроки доброты, фантазии и эрудиции. На уроке доброты они изучают законы природы, а на уроке фантазии — их практическое применение в жизни. Родители привлекают для физического развития мастеров по восточным единоборствам. В семье — спартанское воспитание. Нет сомнений, что в ближайшее время этот опыт будет интересен каждой семье. Пока книга еще в рукописи, не хватает средств для реализации идей.

семья ДивоВ семье Диво свой театр чудес. Папа — главный режиссер и исполнитель. Мама — прима (кстати «Мисс магия Европы»). Их дети — актеры театра.

Диана и Валерий — оптимисты и реалисты. Они обеспокоены тем, что миллионы людей болеют, стареют и умирают раньше времени. Может, пора повернуться к правде лицом и понять, что дальше так жить нельзя? А правда, на их взгляд, заключается в том, что каждый четвертый ребенок на планете рождается с какими-либо отклонениями. А если это будет каждый третий — начнется необратимый процесс вырождения человечества.

Семья Диво не просит помогать ей материально, а призывает к сотрудничеству всех неравнодушных людей. Редакция газеты приглашает к разговору читателей. На эту просьбу откликнулись специалисты, с мнением которых вы можете познакомиться.

Алексей ШЕВЦОВ,
заслуженный работник образования АРК, директор Крымского филиала Межрегиональной академии управления персоналом:

— Прежде чем высказать свою точку зрения на «дивную семью», давайте оценим роль школы в государстве. Главная задача школы — дать знания, умения и навыки ребенку, которые он мог бы использовать в течение жизни. В нашей (имеется в виду советской, а затем украинской) школе знаний давалось и дается вполне достаточно. Это однозначно плюс. Но есть еще два аспекта — это умения и навыки. Навыки поведения (автоматизированные практические действия) в жизни тоже формирует школа. Умения — это поступки, которые совершаются осознанно и самостоятельно.

Специалисты, работающие в школе, должны давать детям знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, этикету, самосовершенствованию, духовному развитию и
т. д. При этом соблюдая принципы индивидуального подхода на протяжении всех лет, пока ребенок учится в школе. Как научить защитить себя? Восточные единоборства многие западные страны давно взяли на вооружение и включают в программы как обязательные уроки.

То есть реально все как бы есть для развития гармонической личности. Что же мы имеем на самом деле? Знаний дается много, умения и навыков — минимум.

В современной школе существует определенный стандарт. К большому сожалению, ученику нельзя демонстрировать высокий уровень знаний. Такие умники, как правило, вызывают агрессию со стороны одноклассников, а порой и учителей. Поэтому одаренным детям (для них ведь нет специальных школ) учиться неинтересно. По моему глубокому убеждению, талантливых детей должны учить и талантливые учителя. Зачастую у преподавателей отсутствует индивидуальный подход к ребенку, среди детей нет здоровой конкуренции и мотивации к тому, чтобы заниматься лучше.

На фоне этой картины то, что делает семья Диво, — это совершенно нестандартный подход, начиная с рождения. Можно сказать, природный подход, поскольку вода — это самая (извините за каламбур) что ни на есть природная среда. У ребенка, родившегося в воде, по-другому работает психика, на психолого-биологическом уровне он развивается быстрее, и «провоцирует» это вода. При этом, если иметь к ребенку строго индивидуальный подход, как это принято в семье, можно найти те положительные качества, которые следует дальше развивать, а не искать причину, чтобы поставить «двойку» (повод для этого всегда найдется).

Огромное значение имеет в воспитании творческий аспект. Все дети Диво с детства артисты, им привычна сцена, зрители. То есть они развиваются в обществе. Базируя воспитание именно на творческом развитии мышления, они воспитывают умных и адаптивных личностей, которые не растеряются в сложной ситуации. Ребята адаптируются, приспособятся к ней, выйдут без конфликта, сумев доказать свою точку зрения.

Что касается уроков доброты. И в педагогике, и в психологии есть разделы по доброте, в которых провозглашается принцип: «Думайте о хорошем». Только добрый человек может думать о хорошем. Ориентированный на конфликт и отстаивающий свои принципы с помощью агрессии не может быть добрым. У людей с положительными эмоциями меньше уровень стресса, их потенциал больше раскрывается. Доброта, как навык, отрабатывается до автоматизма: даже в конфликтной ситуации добрый человек ведет себя спокойно.

Природа распорядилась так, что на Земле рождается одинаковое количество мужчин и женщин. Однако в наших школах воспитанием подрастающего поколения занимаются в основном женщины. К чему приводит такая однобокость, знают все: у мальчиков вырабатываются образцы женского поведения. Как можно вырастить полноценного мужчину, если дома его воспитывает мама, в детском саду — воспитательница, в школе — учительница? В результате мужские навыки поведения не формируются, мотивации следить за своим здоровьем нет (отсюда алкоголизм, сигареты, наркотики), наблюдается нежелание принимать решения и брать на себя ответственность, совершать смелые поступки. Это «джентльменский набор» современного молодого человека. Получив аттестат зрелости, такие юноши еще долго будут оставаться детьми. (По методике В. Диво ребенком считается человек до 12 лет). Уникальность опыта «дивной семьи» состоит еще и в том, что они с детства воспитывают будущих мам и пап на собственном примере. К сожалению, «на родителей» у нас не учит ни одно учебное заведение. Отсюда неполные семьи, огромное количество разводов и искалеченные судьбы.

Анастасия ЛИТВИНЦЕВА,
заместитель главного врача симферопольского городского клинического роддома № 2:

— Такие родители, как Диана и Валерий Диво, достойны восхищения и уважения.

Роды в воде — нормальное явление, ничего страшного в этом нет. Но каждая семейная пара принимает решение самостоятельно. Если супруги высокосознательные и высокоорганизованные как личности, если у них велико чувство ответственности и они имеют определенные знания, — то почему бы и нет?

К сожалению, большинство молодых людей бывают не готовы к рождению ребенка. Чаще всего будущих мам и пап охватывает чувство страха перед природным явлением, каковым являются роды, и перед поведением организма женщины в этой ситуации. Они не имеют элементарных знаний, а полученное образование сильно «хромает». Отсутствует и культура супружеских взаимоотношений.

Я незнакома с семьей Диво, но знаю, что они решились на этот шаг, потому что были уверены в себе. Без этого на подобные эксперименты просто нельзя идти.

В Крыму роды в воде — нечастое явление (только жительница Израиля — дважды рожала в нашем роддоме в специальном бассейне, — «КИ» об этом рассказывали несколько лет назад). А в Киеве, например, это достаточно часто происходит. Только там приглашают на дом акушера, чтобы медицинский контроль все-таки был. В странах Северной Европы, в Финляндии роды в воде дома или в получастных клиниках — явление обычное.

В настоящее время на базе родильного дома № 2 осуществляется украинско-американская программа-проект «Здоровье матери и ребенка», цель которой — приблизить процесс родов к семье: в условиях родильного дома, при присутствии медицинского персонала муж поддерживает жену. Если в семье хорошие отношения, то между супругами складывается психоэмоциональный контакт, который положительно влияет и на роды, и на появившегося на свет младенца.

Но в любой практике есть свои минусы и плюсы. Хорошо, что у Дианы восемь детей, она прекрасно выглядит и все здоровы. У другой женщины может возникнуть нестандартная ситуация, которая неизвестно чем еще закончится. Поэтому лучше подстраховаться, ведь показатель материнской смертности существует. Информацию о родах в воде мы предоставляем в Центре охраны материнства и детства, снабжаем будущих мам специальной литературой, обращаем внимание на адреса, по которым можно обращаться за помощью.

Однако с грустью приходится констатировать: в нашем обществе научиться быть хорошими родителями практически негде. Если в семье эти основы заложены — хорошо. Модель многодетной семьи Диво, на мой взгляд, опережает время. Но даже при заочном знакомстве с принципами воспитания детей можно быть уверенным, что их дети (неважно, кем они будут по профессии) станут хорошими мамами и папами.

Ещё одна статья об этой семье была опубликована в газете "День" http://www.day.kiev.ua/159555/